Роман Савельев: «У меня секретов нет...»

 

 

С 28 сентября по 1 октября во Всероссийском Детском Центре «Орленок» прошел Всероссийский родительский форум под лозунгом «Крепкая семья – сильная Россия». Основной принцип, по которому живет "Орленок" - доброжелательное отношение. Именно этот принцип и стал отправной точкой всей обширной программы форума.

Роман Савельев, председатель Воткинского отделения «Движение Первых»,  стал участником этого форума, и сразу же написал на своей страничке в ВК: «Сама атмосфера "Орлёнка" уже позволяет проникнуться любовью к детям, взаимопониманием и взаимоуважением».

Напомним, что впервые встреча Романа с читателями «ВТВ ПЛЮС» состоялась еще в 2021 году. Тогда проект Романа «Я отец» победил  в номинации «Лучший семейный проект» федерального конкурса «Ты в игре», который проводился в рамках национального проекта «Демография».

И так, наша новая встреча  и  возможность побеседовать с Романом о том, какие темы и вопросы поднимались на Родительском форуме в «Орленке» и что все-таки должно быть в основе детско-родительских отношений.

 

 

 

- Роман, сначала пара вопросов не по теме форума. У вас на страничке в ВКонтакте есть интересный пост: «Роль родителя в воспитании: 1. Родить. 2. Научить жить без родителей». Второй принцип больше относится к Европейскому стилю воспитания. Все-таки у нас принято опекать детей, помогать им, предостерегать от ошибок.

-      

Для меня понимание научить жить без родителей включает в себя очень большой спектр действий со стороны родителей. Просто здесь важна сама идея: если родители изначально думают об этом, то они уже в процессе обучения ребенка, его воспитания закладывает в него ростки самостоятельности. То есть ребенок с двенадцати-тринадцати лет, а может и с десяти, уже получает свободу в плане выбора  каких-то действий, принятия решений. Он делает что-то сам, он ошибается, он пробует... Вот в чем суть этого второго пункта.

Но если ребенок в процессе своего становления не получает от родителей жизненные навыки, не имеет понятия о человеческих ценностях, если его не научат быть честным, то в своей самостоятельной жизни он может совершить много ошибок. Лишних, ненужных ошибок, духовных трат. Могут быть даже проблемы с законом. Если его не научат уважать родителей и взрослых, у него будут конфликты в будущем на работе.

То есть, вот этот второй пункт «научить жить без родителей» - это именно идея того, что не надо ждать, когда ребенку исполнится двадцать лет, и он чему-то научится, а начинать готовить его к  самостоятельной жизни раньше, скажем, с десяти лет, как я, например, это делал. Показывать ему, как он может жить сам, давать ему возможность выполнять домашнюю работу — например, готовить еду, делать уборку. Для меня ребенок - это не собственность, которой я управляю, когда хочу, как хочу и сколько хочу. Мне некоторые родители, педагоги говорят, а как же воспитание, нравоучения? Да, конечно, именно это и вложено в этот пункт! Как я могу научить ребенка жить без меня, если я не научу его быть честным, быть открытым, не научу его любить, уважать взрослых. Это фундамент, это основа общечеловеческих отношений! И если не будет сформирован этот фундамент, то ребенок не сможет жить без нас. 

Поэтому вполне естественно, когда ребенок в восемнадцать лет уже самостоятельно зарабатывает деньги, ищет возможность и во время учебы зарабатывать. У меня масса примеров таких людей и друзей, которые, учась в институте, параллельно работали, потому что у них в семье были финансовые трудности. И сегодня это успешные, самодостаточные  люди.

 

 

- И еще один вопрос. Вы написали: «Для меня миссия «Движение первых» - быть человеком». Что это за движение? Как возникла его идея?

-      

«Движение первых» - это федеральная история. Воглавляет попечительский совет этой организации сам Президент России. В 20121 году в Артеке состоялся детский съезд, на котором был принят Устав организации, приняли миссию, направление, в котором они будут развиваться, придумали название. Этот детский съезд был основополагающим для дальнейших десяти лет. И сейчас работает большая программа, пишутся проекты, дети в них участвуют.

Вся основа этого движения держится на пяти ценностях: быть человеком, быть в движении, быть первым, быть вместе и быть с Россией. То есть вот эта идея она пронизывает все проекты, которые есть в «Движении первых». А вообще — это отдельная история, и про нее тоже стоит написать.

 

- Теперь непосредственно о Родительском форуме. Основная тема, поднятая на встрече – это образ семейного воспитания. Но само понятие «воспитание» – больше абстрактное. Хотя этимология этого слова прямо указывает на его конкретное происхождение от старославянского «питати», что значит пища, хлеб. Может все намного проще? И воспитание – это значит не взять последнюю конфету из вазочки?

-      

Для меня воспитание, и именно об этом шла речь на форуме, это  умение ребенка взаимодействовать с окружающими в разных средах. То есть со сверстниками, с учителями, с родителями. И роль родителей - помочь найти, вот эти правильные коммуникации, чтобы не попасть в негативную среду, где на ребенка окажут негативное влияние. То есть уметь уходить от, говоря простым языком, нехороших людей, а общаться с теми, с кем он будет счастлив, с кем сможет самореализоваться.

Заложить этот стержень - что хорошо, а что плохо - это тоже задача родителей. Питание, может быть физическое, и питание может быть духовное, это и есть общее воспитание. Быть здоровым не только физически,  но и нравственно здоровым человеком — это основа воспитания. Что основная ценность в жизни это не материальные отношения, а отношения человеческие. Вот поэтому важно научить ребенка коммуницировать со всем своим окружением. Находил общий язык с учителем — учитель помогает ему стать успешнее. С родителями - родители помогают, чтобы как можно меньше было конфликтных ситуаций в жизни, чтобы он был счастлив. Словом, чтобы ребенок хорошо умел, как корабль, лавировать в жизни и найти путь к своей  успешной жизни. Вот на это был направлен форум.

 

- Также на форуме поднимался вопрос трудового воспитания. Но ведь и в школе, и в семье это присутствовало всегда. Вспомнить хотя бы предмет труды в советской школе, летняя практика на предприятиях. В современной школе это предмет «технология». Что-то конкретно новое прозвучало в этом плане?

- Что касается трудового воспитания и вообще в целом других тем, была подача того, как это делать в современном мире, с современными детьми. Да, были мы, когда воспитывали нас и у нас было одно трудовое воспитание. Сейчас есть масса новых технологий, машин, которые уже делают работу за нас. Вот задача родителей сегодня  выстроить общение с ребенком так, чтобы  он понял, что не одними  биткойнами жив человек. Что есть деятельность, необходимая человеку, без которой он не реализуется как личность. Это любимое занятие, это деятельность, которая направлена на общую пользу.

- Особая тема  - интернет и дети, вопрос повышения цифровой грамотности детей, кибергигиены. Может, это все-таки больше проблема родительского контроля?

 

-      

Если брать тему технологии, кибербезопасности, родительского контроля, то здесь смысл в том, что ребенок осознанно принимает какие-то решения, осознанно действует. Да, говорили и про то, что надо правильно объяснить ребенку идею родительского контроля над телефоном, не навязывая это, а получить его согласие. Чтобы дети понимали, что да, это правильно. Так будет и надо с этим жить. В целом посыл был такой, что каждый сам решает. Но главный принцип общий -  не навреди ребенку, то есть найди общие точки соприкосновения. Найди контакт. Не будь тираном, который только все запрещает

- Еще один проект форума – профориентация школьников, прозвучавший в новом контексте. Что представляет собой конкретно-информационный комплекс «Конструктор будущего»?.

- Конкретно на этой площадке не был сам. Но в целом в школах сегодня профориентация — это уже как урок, то есть об этом говорят уже с пятого-шестого класса, то есть эта тема очень нужна. Здесь важно, наверное, создание такого родительского сообщества, которое бы помогало учителям в школе в этом направлении. Потому что учитель не сможет сам в полной мере представить ту или иную профессию, как это сделает человек непосредственно из этой профессии. Например, папа пришел на классный час и рассказал о том, кем он работает, о тонкостях своей профессии, плюсах, минусах. Вот такой обмен знаниями был бы очень важен и полезен абсолютно для всех — и для школы, и для родителей.

- Семья и школа – вечная тема. Как все-таки выстроить эти отношения?

-      

На форуме в целом, звучала самая разная информация. Каждый человек получал ответы на те вопросы, которые его интересовали. Для меня вопрос «семья-школа» не был какой-то больной темой. Я всегда понимал, что я — это часть воспитания моего ребенка совместно со школой. То есть я делаю все, о чем меня просят в школе, словом, помогаю. На форуме было озвучено то, что все-таки не надо от отстраняться от школы, а наоборот эту грань надо сгладить. Что родитель - это важная часть воспитания, не надо все скидывать на школу. Как родитель может повлиять на воспитание  ребенка, если он не знает, что тому говорят в школе!  Соучаствовать, приходить в школу, быть частью воспитательного процесса — вот это просто необходимо. Приходить на классные часы, приглашать к себе к себе на работу на экскурсию, рассказать о своей профессии. Словом, сделать все, чтобы ребенок понимал, что , школа - не враг, что  школ - друг. И мы все вместе, мы одна команда.

-      

Роман, следующий вопрос, думаю, вам будет особенно близок. В России существует огромный нереализованный потенциал мужского воспитания: более 37 млн мужчин, имеющих несовершеннолетних детей. Во многих школах создается «Совет отцов». Это прозвучало и на родительском форуме. Вы не думали над этим?

-      

Я придерживаюсь такой идеи, и у меня было пожелание для организаторов, приглашать на форум обоих родителей. Для меня семья — это и  мама, и папа. И ребенок будет брать пример с обоих родителей, с их отношений в семье. Если в семье правят мир, любовь, если в семье совместно проводят мероприятия, отмечают семейные праздники, то и ребенок в будущем будет строить такую же модель семьи. То есть ребенок делает так, как он видит перед собой. Если папа говорит сыну не кури, а сам курит, то эти слова в пустоту: сын будет курить. Поэтому родители совместно должны показывать, как хорошо быть вместе, почему им нравится быть вместе, почему это более выживательно.

Что касается создания какого-то родительского сообщества, то  такая идея есть. Я буду предпринимать шаги в дальнейшем, чтобы создать ассоциацию родителей или  клуб - для продвижения  семейных ценностей в массы. Сейчас большую работу в этом плане проводит «Движение первых». И я как специалист этого движения хожу на мероприятия в школы, в классы, общаюсь с родителями, приглашаю присоединиться к нашему движению. Включайтесь в нашу деятельность! «Движение первых» помогает детям реализовывать проекты, это своего рода наставник и для родителей, и детей. Но если нужно будет создать какое-то общество, где родители собирались бы, скажем, раз в месяц для обсуждения каких-то общих проблем, то я тоже готов это поддержать и даже выступить инициатором.

-      

Какие еще важные темы нашли отражение в работе форума?

-      

Важных тем действительно было достаточно. Я для себя почерпнул саму идею, что четыреста пятьдесят человек родителей со всей страны приехали в одно место, чтобы пообщаться, найти ответы на свои вопросы и что для них это важно и нужно. Я в целом поддерживаю эту идею, считаю, что и у нас в городе также есть возможность собраться, обменяться мыслями. И я рад, что подтвердилось мое мнение, что есть не безразличные люди, которые хотят что-то изменить в лучшую сторону.

-      

Роман, и хотелось бы закончить на позитивной ноте. Как родители могут помочь ребёнку в его развитии как автора собственной жизни? Чтобы это были не поучительные нотации, чтобы в конце концов все остались, как говорится друзьями.

-      

Я думаю, что у нас все на позитивное ноте. Если родители положительно настроены на любую ситуацию, которая произошла, то она и будет для ребенка точно так же развиваться. Если не усложнять, не усугублять, не искать виноватых кругом, то, конечно, и ребенок точно также себя будет вести. Я всегда придерживаюсь принципа и говорю об этом другим: подавай хороший пример, уже родитель, ты уже источник для подражания. Ребенок в любом возрасте будет смотреть на родителей и делать то, что делают они. Меняются родители — меняются дети...

Конечно, есть еще тренеры, есть учителя, но родители это самый первый пример и самый важный, он на всю жизнь!

 Наше досье

Роман Савельев, 44 года

Родился в г. Воткинске.

Мама тоже родилась в Воткинске, воспитывала сына одна.

У Романа трое детей: два сына — 18 и 14 лет и дочери — 2 года.

Вход на сайт

Если вы зарегистрированы, то можете войти:

ВХОД НА САЙТ